За последний год объём онлайн-продаж товаров в России, по данным Росстата, вырос почти вдвое. Львиную долю выросшей прибыли получили не столько производители товаров и продавцы, сколько маркетплейсы, через которые идёт основной поток продаж. Новые продавцы, выходя на рынок, все реже разрабатывают собственные интернет-магазины. Они понимают, что в нынешних реалиях их продукцию быстрее найдут на одной из глобальных торговых площадок, чем докликают до интернет-магазина.
При этом у начинающего продавца возникает закономерный вопрос: с какими площадками стоит сотрудничать и с какой именно лучше начать? Попробуем разобраться, какие особенности для малого бизнеса есть у основных игроков на этом рынке.
Несмотря на рекордный рост Алиэкспресса в России за год, он занимает всего лишь девятое место в объёме онлайн-продаж на рынке. При этом российское подразделение компании демонстрирует активный рост: оборот товаров, произведённых в стране, за год составил 55 млрд. Сайт зафиксировал более 26 млн уникальных покупателей, среднее ежедневное количество заказов составило 64 тысячи.
Что предлагает площадка:
- Главное преимущество: отсутствие комиссии на первые полгода работы или первые проданные сто товаров;
- Поступление оплаты сразу после подтверждения покупателем получения товара;
- Промокоды, купоны и другие рекламные инструменты;
- Свобода в выборе цены, ассортимента товара и прямое общение с покупателями;
- Возможность выбрать самостоятельную доставку, фулфилмент Алиэкспресс или промежуточный вариант.
Джум — одно из наиболее популярных в России приложений для покупки товаров. Именно на мобильных пользователей компания делает ставку, предлагая потенциальным продавцам на своей площадке более 400 миллионов пользователей из ста с лишним стран. У продавцов из России возможность сотрудничать с Joom появилась только два года назад.
Что предлагает площадка:
- Реализация товара через склад маркетплейса. В России Joom пользуется услугами фулфилмента компании, расположенной в Подмосковье;
- Выплаты в течение двух недель;
- Фиксированная комиссия в зависимости от категории товара;
- Подробная аналитика.
Сейчас на американском портале зарегистрировано более 41 тысячи продавцов из России. Причём только за последний год их число выросло более чем на четверть. По данным аналитики, суммарная выручка россиян на платформе выросла за год почти на 70%.
Что предлагает площадка:
- Можно зарегистрироваться как юридическое или физическое лицо;
- Удобная система перевода средств Payoneer через два дня после подтверждения покупки;
- Помимо продажи товаров по фиксированным ценам можно проводить аукционы;
- Сайт не предоставляет услуг по доставке товара, зато тщательно отслеживает отзывы покупателей, формируя рейтинг продавца.
Wildberries
За год маркетплейс увеличил доход вдвое, укрепив своё положение крупнейшей универсальной торговой онлайн-площадки в России. Сегодня Wildberries — это 50 000 брендов, 780 000 заказов в день и 7 млн ежедневных посетителе на сайте.
Что предлагает площадка:
- Wildberries берёт на себя работу по хранению и доставке товара;
- Обещает помощь в продвижении бренда и даёт выход на внушительную аудиторию своего сайта;
- Предоставляет аналитические отчёты;
- Выплаты каждую неделю;
- Позволяет полностью регулировать стоимость товаров и систему скидок;
- Весь документооборот — через сервисы сайта без подключения дополнительных ресурсов;
- Комиссия за реализацию товара — 19%.
Ozon
Озон за прошлый год показал более внушительный рост, но всё равно отстаёт от Wildberries как минимум вдвое по объёму продаж. Эта площадка предлагает 46 млн товаров в более чем двадцати категориях. Ежемесячная аудитория — 80 млн. Озон заявляет о 21 млн активных покупателей у себя на сайте.
Что предлагает площадка:
- Весь процесс реализации товара: от принятия заказа до разрешения конфликтов;
- Одна из самых больших сетей доставки. Большая часть жителей России имеют пункты выдачи в пешей доступности;
- Акции, рекламные баннеры, стримы и другие рекламные возможности портала;
- Образовательные вебинары, статьи и видео-уроки о том, как работать с e-commerce;
- 8 схем доставки, среди которых можно выбрать наиболее удобную и выгодную.
Крупнейший в России интернет-магазин одежды, обуви и аксессуаров, занимающий седьмое место в общем рейтинге онлайн-площадок с оборотом более 50 млрд рублей за год. На сайте представлены 3 млн товаров 11 тысяч брендов. Ежемесячная аудитория — 10 млн.
Что предлагает площадка:
- Простая регистрация на портале, для которой, правда, необходим статус юридического лица;
- Реализация товара только через склад Ламоды. При этом обязательным условием является наличие не менее 50 артикулов товара;
- Еженедельные выплаты прибыли и комиссия только за проданные вещи;
- Реклама, в том числе с помощью соцсетей и рассылок.
Подведём итоги. Выбор маркетплейсов сегодня велик и довольно разнообразен. Самой выигрышной стратегией для крупного продавца будет присутствие одновременно на двух-трёх площадках. Если же ваша задача выбрать один маркетплейс, придётся проанализировать все плюсы и минусы.. Если вы хотите как можно больше взаимодействовать с клиентом без участия маркетплейса, вам на Алиэкспресс. А если для ваших покупателей принципиально важна удобная доставка — Озон или Ламода — при условии, что ваша продукция подходит под категории товаров этой компании. Но наиболее интересным вариантом в большинстве случаев станет Wildberries. Он предлагает самую широкую аудиторию, вполне прозрачные условия обслуживания, а также работает с самозанятыми.