— Если б тебе предложили планету с любой жизнью, ты б с какой выбрал?
— Да где пиво бесплатное. [c] к/ф «Афоня»
С момента выхода в прокат фильма Георгия Данелии прошло 40 лет. Но за эти 40 лет (довольно дикая цифра) ничего не изменилось – мы все так же любим халяву. Кроме того, мы по обычаю хотим бесплатного все больше и больше, при этом забывая о важной истине – то, что вокруг нас, делается не просто так, а благодаря чьему-то труду. Если хотите, потраченному времени. А из этого следует, что…
Просить что-либо за бесплатно – неуважение и неблагодарность.
А такое бывает, и нередко. Иначе эта статья свет бы не увидела. Обычно это происходит в следующем ключе:
— (старый клиент) Нарисуйте нам, пожалуйста, логотип.
— Нет проблем. Логотип стоит «n» долларов.
— Но ведь мы заплатили немалые деньги за уникальный дизайн. Что вам стоит нарисовать логотип?
Не поймите нас неправильно. Менеджерам и руководству не так сложно согласиться на такую «небольшую» услугу. Порой мы и соглашаемся для постоянных клиентов. Но смысл в том, что созданием логотипа занимается не робот, не автоматизированная система создания графики, и уж точно не воздух. Этим занимается человек. Человек, у которого много забот, много заданий, и много желания получить деньги за сделанную работу.
Вы представляете, что такое работа дизайнера? Это человек, который пытается совместить творчество с рутиной. Логотип берется из головы, но делается по техническому заданию. Есть определенные ограничения, пожелания заказчика и конкретные цели, которых должен достигнуть тот или иной продукт (в нашем случае логотип) для конкретной компании. И именно за это дизайнер не только получает деньги, но и достоин их получать.
Впрочем, как и вся команда. Лишних людей веб-студии (по крайней мере, мы) не набирают. Потому что хороший бизнес тот, который работает как часы – точно и без накладок. При этом часы могут быть или роскошными, или практичными, но цель одна – точно показывать время. И для этого нужно минимизировать затраты как денег, так и времени.
Уникальный дизайн действительно стоит немало. Но он столько стоит по весьма простой причине – мы тратим на него много ресурсов. Поэтому если кто-то ссылается на то, что уже заплатил немало денег, и хочет что-то за бесплатно, нам по-человечески обидно. Ведь этот уникальный дизайн мы делали всей командой. И мы взяли деньги не за воздух, не за фикцию, а за конкретную хорошо выполненную работу.
Цените труд других людей. Не только по отношению к нам, но и по жизни. И тогда нам действительно захочется идти навстречу к вам. Так же, как к тем компаниям и организациям, которым мы делали сайты, логотипы, дополнительные работы по верстке или исправление дизайна с большой скидкой, или даже за бесплатно.
Порой мы делаем подобные уступки для клиентов, с которыми работаем долго и плодотворно. Но только если они понимают, что в любом случае бесплатного создания не бывает.