Чересчур деловой «Деловой интернет»

«Деловому интернету» хочется искренне сказать за спикеров из крупных, престижных компаний. Спасибо за то, что у белорусских специалистов различного профиля есть возможность получить зарубежный опыт. За то, что мы видим тех, кто делает масштабные, глобальные вещи. И спасибо за то, что мы можем понять, каким должен быть деловой интернет, а каким он быть не должен.

«Деловой интернет» — это кладезь профессионалов, экспертов в своей сфере. Слушая доклады белорусских спикеров, невольно проникаешься уважением и ощущением того, что белорусский интернет, как и бизнес в целом, двигается вперед, интенсивно развивается.

Спасибо каждому белорусскому спикеру, который составил презентацию и смог обернуть ее в четкие, выверенные слова. Спасибо каждому, кто поработал над тем, чтобы собрать статистические данные и сделать на их основе выводы. Спасибо в принципе, что хоть кто-то что-то делает. Белорусский интернет действительно двигается вперед, благодаря чему и проводится «Деловой интернет».

Но истинное, самое искреннее и вдохновенное спасибо хочется сказать Гетцу Трилхаасу из Google. Или Марку Завадскому из Алиэкспресс. Или Витовту Воробьевасу, председателю Литовской ассоциации электронной коммерции. К сожалению, именно им. К огромному сожалению…

Каждый знает разницу между небом и землей. И это устойчивое выражение воплотилось в моей голове именно тогда, когда после профессиональных, толковых выступлений наших спикеров перед аудиторией вышел Гетц Трилхаас.

Все любят Google, и, понятное дело, устоять перед соблазном похвалить Гетца практически невозможно. Но, по правде говоря, это здесь не при чем. Наши спикеры – эксперты. И этим все сказано. У них есть знания, опыт. Но нет кредо. Нет вдохновения. Нет стремления развиваться не только самим, но и мотивировать на это других.

sova_photo00-01

Каждый знает, что хороший преподаватель или тренер не тот, который много знает, а который еще сможет мотивировать своих подопечных получать знания и использовать их в жизни. Здесь ситуация аналогичная. Наши спикеры попытались покорить сердца гиков, слыть профессионалами. А Гетц вдохновил, подкрепляя слова о высоком и статистикой, и фактами.

Яркая, живая речь. Обращение к конкретным людям. Вопросы, размышления, импровизация. В конце концов, страсть, граничащая с фанатизмом и пафосом. Этим же пользовался Завадский из Aliexpress. И Витовт, приехавший к нам из соседней Литвы. В их глазах и словах видно, что они любят то, что делают. Что они как раз те, кто уходят с работы поздней ночью, или не уходят вовсе. Которые относятся к своим коллегам, как к людям, клиентам, как партнерам, миру, как к реальности, за которую они в ответе.

Нисколько не умаляю заслуг белорусских экспертов. Мы не понаслышке знаем, что такое работать. Что такое двигать бизнес вперед, развиваться, быть профессионалами своего дела. Но человек по своей природе ленив. Более того, в обществе не так много людей, готовых брать на себя инициативу, взваливать на себя бремя лидера и быть ответственным за развитие отдельных сфер, или всего общества. И если кто-то не решится, то мы будем стоять на месте. Именно поэтому после трех дней конференции за плечами остался опыт, знаний, и… осадок. Осадок серого, лишенного красок и романтики города. Понимание того, что завтра и я, и эти спикеры, и участники конференции вернутся в рабочие будни, замкнутся на своей работе, своем окружении, и не будут думать масштабнее.

Может, «Деловому интернету» стоит стать менее деловым? Может, нашим экспертам нужно поступиться профессионализмом и стать людьми, выступающими для людей, а не гиков? Может, пора стать лидерами, такими же, как сотрудники Google или Facebook?Тогда и слова о притихшем и спокойном Минске, которыми была открыта первая статья о «Деловом интернете», станут не такими серыми и печальными. Ведь вдохновение и вера, они как вирус — передаются от человека к человеку так, что сложно остановить.