Как работает память: советы для UX-дизайнеров

Память — хранилище информации, дарованное природой. И от нее зависит, как мы взаимодействуем с окружающим миром. Знание принципов памяти — отправная точка при создании удобных интерфейсов, отвечающих способностям человека и улучшающих юзабилити.

1-min
При этом память — далеко не совершенный механизм, так как постоянно подвергается воздействию физиологических и эмоциональных факторов.

Психологи выделяют три типа памяти:

Сенсорная  память – на мгновение удерживает информацию,  впервые воспринимаемую органами чувств.

Краткосрочная (рабочая) память – позволяет человеку сохранять в памяти информации без повторения

Долгосрочная память  — хранилище огромных объемов информации, сохраняемых длительное время, как правило, всю жизнь.

Для эффективного запоминания и хранения информации в долгосрочной памяти необходимы повторения и ассоциации.

l

Три главных  фактора хорошего запоминания предельно просты:

  1. Концентрация. Чтобы запомнить что-либо нужно сконцентрироваться.
  2. Ассоциации. Память представляет собой огромную базу взаимосвязанных данных. Если человек выстроит ассоциативные связи с уже чем-то хорошо  знакомым, новая информация запомнится значительно лучше.
  1. Повторение. Это лучший способ надолго запомнить информацию.

Применение этих законов в проектировании интерфейсов очень упрощают взаимодействие пользователей и помогают им запомнить главное.

Экспертные исследования памяти, применимые в проектировании интерфейсов

    • Закон Миллера

«Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше  7 единиц информации».

Исследования 50-х годов прошлого века доказали, что кратковременная память способна вместить не больше 7 +/— 2 объектов. Для цифр это число равно 7, 6 — для букв, 5 — для слов.

С учетом этого получается удобный, неперегруженный макет. Интерфейсы, которые требуют запоминания большого числа элементов,  как правило, вызывают напряжение и раздражение у пользователей.

jj

    • Закон Хика 

«Чем больше элементов, тем сложнее выбрать.»

Сперва кажется, что этот закон не имеет отношение к памяти, но связь все-таки есть. Память – природный механизм, защищающий от негативного опыта. Чем больше вариантов выбора вы даете пользователю, тем больше у него возникает ассоциаций, отвлекающих от главной цели. Предоставить необходимую информацию и при этом не вызвать информационной передозировки – найти этот баланс — настоящий вызов для UX-дизайнера.

ux-дизайн

Секреты памяти для UX-дизайна

  1. Не заставляйте пользователей сразу запоминать слишком много элементов

Это не значит, что содержание всех страниц должно быть ограничено 5-9 элементами. Это касается только ключевых точек взаимодействия. Следуя закону концентрации внимания, дизайнеры выделяют в структуре сайта только несколько элементов: меню, призыв к действию, изображение продукта и т.д. Визуальная иерархия – это основная стратегия построения интерфейсов. Она позволяет группировать элементы дизайна в легко доступном для человеческой памяти виде.
ux-дизайн

  1. Не перегружайте память – используйте хорошо узнаваемые символы и узоры

Это иконки в виде лупы, иконка-корзина при оформлении заказа в интернет-магазине, иконки-флаги на многоязычных сайтах. Они создают правильные ассоциации у пользователя, ускоряют восприятие и обработку информации.

  1. Предоставляйте на выбор небольшое количество опций

Помните о законе концентрации, и ранжируйте элементы на странице по степени их важности для выполнения целевого действия, которое вы ждет от пользователя.

ux-дизайн

  1. В навигации применяйте последовательные маркеры

Навигация – ключевой фактор юзабилити. Задача дизайнера – сделать процесс перехода по страницам ресурса ясным и последовательным. Для этого используются одинаковые иконки, маркеры, шрифты для оформления однородных блоков информации.

  1. Не прячьте ключевые элементы навигации

Цель любого интерфейса – пользователь должен четко понимать, что происходит и на какой странице он находится. Решение о выборе гамбургерного меню, слайдеров, скрытых слоев навигации и контента должно основываться на тщательном анализе целевой аудитории. Скрывая вторичные элементы, и оставляя наиболее приоритетные в поле видимости, дизайнеры фокусируют внимание пользователей на том, что является для них самым важным.

ux-дизайн

  1. Стимулируйте разные типы памяти

Помните схему, приведенную выше? Воздействие на органы чувств – это самая первая, мгновенная стадия восприятия информации. У разных людей развиты разные типы памяти и в зависимости от этого выделяют визуалов, аудиалов, кинестетиков, людей с развитой вербальной памятью. Активируя все типы памяти, дизайнеры создают не только запоминающиеся опыты взаимодействия, но и расширяют целевую аудиторию.  Например, пункты меню оформленные как сочетание иконки и текста отвечают потребностям людей с развитой визуальной и вербальной памятью.

  1. Помните об эмоциях

Здесь главное не ошибиться: эмоциональный отклик от взаимодействия – очень важный фактор удержания или потери аудитории. При негативном опыте детали быстро забываются, но общее  негативное впечатление прочно записывается  в памяти  и впоследствии ограждает человека от повторения схожего опыта. И наоборот, позитивный эмоциональный опыт, будь то эстетическое удовольствие, быстрое решение проблемы,  заставляет человека возвращаться к этим эмоциям снова и снова.